Похоронные обряды
Откуда взялись те или иные похоронные традиции? Вряд ли кто-либо задумывался о том, что обычаи кремировать тело покойника, бросать горсть земли на его могилу,
готовить на поминки блины и кутью — уходят своими корнями глубоко в прошлое и тесно связаны с существовавшими тогда религиозными и магическими обрядами.
Ранняя форма погребения древних славян — погребение трупа в не совсем обычно виде: скрюченном, в положении зародыша. Это было связано с идеей перевоплощения умершего, реинкарнации.
Затем появилась «кремация» — сожжение трупа на костре.
Кремация имела не только гигиеническое значение, но и, по поверьям, способствовала скорейшей отправке души прямо на небо.
После крещения Руси постепенно перешли к захоронению умерших в земле в гробах из досок.
Языческие обычаи изживались очень медленно, долгое время наши предки продолжали хоронить умерших по языческому обряду, а иногда – сочетая и христианские, и языческие ритуалы. Так, например, на грудь усопшему вместе с крестиком вешали и защитные амулеты. Новгородских посадников хоронили вместе с оружием, хотя такое захоронение противоречило традициям православного погребения.
В старину покойник лежал на лавке под образами (иконами). В гроб тело клали только перед выносом из дома. В это время в дом приходили прощаться родственники, знакомые, соседи
Заключительная часть похоронного обряда у древних славян называли «тризной». Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья. Например, кутья, которая представляет собой смесь меда (изюма) отварные зерна круп (риса, пшеницы). Зерна обозначали символ воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются умершие в Царствие Божьем. Русские поминки также не обходятся без блинов — языческих символов Солнца.
Дальневосточные племена «айнов» изначально хоронили своих мертвых рядом с хижинами, и только позднее стали отводить специальные места для захоронений. Примечательно, что они применяли два типа погребения — подземное и наземное. В первом случае тело заворачивали в циновку и хоронили в могиле, над которой устанавливали надгробие. Во втором клали труп в усыпальницу в форме домика.
Если айн умирал, его тело не выносили из хижины через дверь, а прорубали стену. Затем покойного несли к месту захоронения запутанными тропами? чтобы он… не нашел дорогу обратно. Айны верили, что покойник может вернуться…
Тела усопших вождей бальзамировали и устраивали похороны не ранее чем через год. Как и многие языческие народы, айны снабжали мертвецов домашней утварью, оружием и другими предметами, которыми покойные пользовались при жизни. Но перед захоронением все вещи обязательно разламывали. Специалисты по фольклору считают, что таким образом айны стремились освободить "души" вещей от материальной оболочки.
Чукчи, которые также верили в духов, относили тела в тундру или сжигали тела на костре.
Перед погребением покойников переодевали в специальную одежду, сшитую из шкур животных. Жители Северного Кавказа, в частности, представители чеченской и ингушской народностей, строили для захоронений каменные склепы, в которых тела практически не подвергались разложению, так как туда не проникал воздух.
У европейцев принято было размещать на надгробиях изречение умершим.
В Болгарии, например, пишут на памятниках надгробиях краткую биографию умершего. А в Японии информация об усопших считается делом очень личным, и поэтому они размещают на надгробиях специальные QR-коды. При помощи программы, установленной на мобильный телефон, можно получить сведения о том, кто здесь захоронен, включая даты жизни и смерти, фотографию покойного.
Так что на наших глазах рождаются новые похоронные традиции, вписывающиеся уже в современную технологическую эпоху.