Авторизация Логин Пароль

Клиент всегда мертв: реформа похоронного рынка давно назрела

Уже три года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит реформу этого крайне монополизированного рынка, антагонистами службы выступают Минэкономразвития и Минрегион, которые опасаются, что ликвидация монополии приведет к резкому скачку цен. ФАС, конечно, своими поправками Америку не открывает: многие инициативы лишь узаконят статус-кво. Тем не менее служба решительно настроена искоренить монополизм на рынке, в том числе за счет легализации частных кладбищ. Эксперты приветствуют новшества ФАС, однако ряд вопросов вызывает у них озабоченность. Например, как будут готовить специалистов для обновленного рынка, защищать граждан от утечки информации, не будет ли институт частных кладбищ противоречить Земельному кодексу и как новшества повлияют на цены для потребителей.

В похоронном деле широко используются и другие маркетинговые приемы из сферы потребительского рынка. Так, увлеченным экологической тематикой клиентам уже предлагаются так называемые экопохороны (ресомация, или растворение тел), а любителям прогресса - распыление праха в космосе.

Монополистом на московском рынке можно назвать ГУП "Ритуал", которое уже в следующем году ждет реорганизация. Сегодня компания совмещает государственные и коммерческие функции, что серьезно осложняет конкуренцию на московском рынке похоронных услуг. Впрочем, отмечает антимонопольное ведомство, от региона к региону проблемы отрасли разнятся. В Ингушетии и Чечне рынка ритуальных услуг, к примеру, вообще не существует. Местное население само организовывает похороны на родовых кладбищах.

Помимо засилья госучреждений на рынке, в ФАС возмущены "продажей трупов" (такое циничное название получила практика продажи полицией и скорой информации об умерших похоронным агентам). Поправки ведомства предусматривают защиту сведений подобного рода. Впрочем, и ранее должностные лица привлекались к ответственности за такие действия. Например, в конце 2011г. в Нижнем Новгороде по статье "Злоупотребление должностными полномочиями" УК РФ было возбуждено дело в отношении медиков, сообщавших о смерти пациентов в местную компанию ритуальных услуг. Всего они успели "слить" 500 таких фактов.

Кроме того, ФАС считает необходимым, чтобы те, кто оказывает услуги на похоронном рынке, имели специализированное образование. Сегодня в Москве всего два учреждения, которые готовят специалистов такого профиля, и их может не хватить в случае роста частных заведений, объединенных в саморегулируемые организации (СРО), о которых так мечтают в ФАС. Однако гораздо более важная проблема - не количество выпускников, а их качество. Если на Западе похоронные агенты получают серьезное образование, включающее глубокое изучение как менеджмента, так и философии религии, то у нас для получения "корочек" достаточно всего лишь пройти трехмесячный курс. При этом на вопрос РБК о том, нужно ли ужесточать требования к похоронным агентам, в Министерстве образования и науки ответить затруднились.

Деятельность компаний, оказывающих ритуальные услуги, регулируется федеральным законом "О погребении и похоронном деле", принятым в 1996г. Закон этот в целом хороший, однако, как это часто бывает в России, суровость некоторых его глав компенсируется необязательностью их исполнения. Так, государством гарантируются бесплатные похороны, но редко кто их получает, равно как и бесплатные места на кладбище. Словом, за 16 лет действия закона он обнаружил в себе пробелы, которые и пытается исправить ФАС, прежде всего - за счет ограничения роли государства на рынке.

За усиление роли государства на рынке выступают и в некоторых общественных организациях. Председатель правления Общества защиты прав потребителей услуг связи и информкоммуникаций Алексей Самохвалов считает, что "проблема захоронений очень важна, у нас нет свободных кладбищ и, безусловно, пускать такой своеобразный бизнес в частные руки ни в коем случае нельзя". По его мнению, в каждом регионе должны быть лицензированные государственные структуры, а негосударственные структуры, которые предоставляют подобные услуги, должны соответствовать жестким требованиям. "Возможно, это может быть и модель лицензирования", - предположил он.

Обыватели, далекие от юридических тонкостей, разницу между позициями ФАС и МЭР все же могут почувствовать: в результате инициатив первой выиграет малый бизнес, но официальная стоимость ритуальных услуг, скорее всего, вырастет (намек на это содержится в исследовании службы), а второй - стоимость услуг либо сохранится на прежнем уровне, либо снизится. Изменение цен довольно предсказуемо: в результате ликвидации монополии с регулируемыми тарифами услуги частных похоронных бюро непременно подорожают. Уже сегодня участники этого рынка жалуются на низкую доходность своего бизнеса. Даже в Китае похороны обходятся гражданам дороже, чем в России, уверяют они.

Но официальная статистика учитывает официальные же заработки ритуальных служб. Между тем любой, кому приходилось организовывать похороны, знает, что деньги вымогают за все и на каждом шагу, а официальные расценки расходятся с реальными затратами.

Изюминкой реформы похоронного дела является, несомненно, легализация частных кладбищ. Именно эта инициатива ФАС вызвала наибольшее количество споров. Антимонопольное ведомство предлагает разрешить аренду на 49 лет земельного участка под создание частного кладбища, одновременно с этим запрещается его передача в субаренду, а также продажа арендатору. Предполагается, что введение коммерческих мест погребения улучшит ситуацию с конкуренцией и снизит коррупцию на муниципальных кладбищах.

У юристов институт частных кладбищ, предлагаемый ФАС, вызывает много вопросов. По словам адвоката Олега Сухова, в России уже давно существует практика, когда частные компании управляют муниципальным кладбищем. "Ничего нового по большому счету не предлагается, законопроект ФАС предлагает узаконить понятие частного кладбища. Однако в самих поправках возникают противоречия: "частные кладбища" определяются как "аренда земли на 49 лет", - отмечает он. Как пояснил адвокат, понятие "частный" предполагает собственность, а "аренда" - ее исключает. Таким образом, внутри самих поправок уже содержится правовая коллизия.

Однако больше всего претензий у юристов к вопросам землепользования, которые в деле организации частного кладбища являются основными. "Законодательные инициативы антимонопольного ведомства предполагают введение совершенно новых механизмов для российского права, и они не могут не потребовать внесения изменений в Земельный кодекс", - отметил О.Сухов. На данном этапе неясно, на каких правах клиент получает землю на частном кладбище, если субаренда запрещена, как будут регулироваться вопросы признания мест захоронений бесхозяйными и что будет с таким кладбищем по истечении 49 лет, когда места на нем закончатся, а извлечение прибыли станет невозможным.

По словам начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, даже в случае одобрения поправок правительством частные кладбища появятся в России не раньше 2015г. Процедура отбора участков земли, торги по ним и обустройство займут как минимум два года. Что касается столицы, то здесь решение этого вопроса может затянуться, несмотря на расширение территорий. В первую очередь - из-за дачников, которые вряд ли обрадуются соседству с VIP-кладбищем. Эксперты предлагают подумать над введением льгот для граждан, дома которых окажутся в непосредственной близости от мест погребений. В любом случае такого соседства в столичном регионе не избежать, так как ежегодная потребность Москвы в местах для кладбищ составляет 25 га, а в черте города таких площадей уже нет.

Российский рынок ритуальных услуг представляет собой сегодня сложное образование, часть которого находится в тени. Существующие методы его регулирования исчерпали себя, и рынок испытывает острую потребность в реформировании. Пока сложно сказать, как новшества скажутся на ситуации в похоронной сфере, но всегда необходимо помнить о том, что о стране можно судить не только по тому, как она обращается с живыми, но и по тому, как она обращается с мертвыми.

Источник: РБК